Психологическая структура чувства соперничества
В этих условиях соперничество становится мотивирующим стремлением опередить соперника, не дать себя догнать, быть впереди, обогнать других. В группах соревнующихся при этом большую роль приобретает тактика лидирования и отношения к лидеру других членов группы, их взаимная оценка. Так, в забеге на 5000 м лидер служит своеобразным стимулирующим фактором для других спортсменов. Однако каждый из членов группового забега стремится занять лидирующее место по отношению к конкретным соперникам. Особенно ярко это стремление проявляется при приближении к финишу. Содержанием переживаний при этом становятся активные эмоции, связанные со стремлением обогнать, опередить, не дать себя обогнать. Па это направлены все усилия и внимание спортсмена.
При соревновании на результат лидирование приобретает в основном тактическое значение и используется для получения более высокого результата. Сознание спортсмена направлено на то, чтобы правильно рассчитать силы на дистанции, сохраняя эмоциональную устойчивость, не поддаваться непосредственным импульсивным побуждениям соперничества в борьбе на дистанции и уверенно следовать тактическому расчету.
Своеобразно переживание спортивного соперничества в условиях индивидуальных выступлений на соревнованиях по гимнастике, по прыжкам и метаниям в легкой атлетике и некоторых других. В подобных условиях спортсмен часто соревнуется не столько с другим претендентом на аналогичный результат, сколько с самим собой.
Спортсмен стремится превзойти свой прежний результат и прийти к новому достижению по сравнению со своими показателями («я сам свой главный соперник», «хочу победить свой прежний результат», «победить самого себя») Превзойдя свой прежний результат, спортсмен тем самым опережает и своих прежних соперников, получает преимущество перед ними в ранговом ряду участников соревнований. Условия подобных соревнований приближаются к условиям конкурса на лучшее исполнение.
При этом в эмоциональных переживаниях участников можно отметить эмоции самолюбия, собственного достоинства, самоутверждения. В момент выполнения упражнений спортсмен не думает о соперниках, вся его активность направлена на мастерство исполнения и все переживания связаны с проявлением этого мастерства, так как только оно будет показателем успеха или неуспеха при сравнении с другими участниками соревнований.
В командных видах спорта чувство спортивного соперничества в разные моменты игры имеет разные формы проявления, различное содержание и направленность. Оно изменяется в зависимости от игровых ситуаций, не направлено на кого-то персонально и переносится в каждый момент игровой борьбы с одной группы участников на другую, которая оказывается в данный момент в центре игровой борьбы. В таких спортивных играх, как хоккей, футбол, волейбол и другие, где смена игровых ситуаций непрерывно изменяет соотношение успеха и неуспеха, спортивное соперничество часто проявляется в аффективных эмоциях наступательных действий, в высокой эмоциональной напряженности. Эмоциональная напряженность соперничества во время спортивной игры может привести к снижению самоконтроля за агрессивными действиями, нездоровому азарту, нарушениям правил игры, применению грубых, недозволенных приемов. Однако это относится к нарушениям условий спортивных состязаний и ни в коем случае не является характерным для здорового спорта.