logotype

Критика агрессии в спорте

Активность личности заключается в способности человека к преобразующей, творческой, трудовой общественной деятельности. Человек в своей активной деятельности не просто приспосабливается к окружающим условиям, а переделывает их, преобразует в соответствии с поставленными им задачами. Спортивное соперничество можно рассматривать как одно из многообразных проявлений активности человека, его постоянного стремления к совершенствованию, новым достижениям.

Основным источником активиости личности материалистическая психология считает потребности человека. «Потребности побуждают человека к активности, направленной на их удовлетворение. Именно потребности и побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении». Потребности человека порождаются социальными условиями жизни и являются результатом исторического развития общества. Таковы разнообразные культурные и материальные потребности в труде, искусстве, образовании, общении с другими людьми, одежде, питании, жилище и т. д. Потребности человека и пути их удовлетворения отличаются своим общественным характером от потребностей животных, активность которых определяется их биологическими формами приспособления к природной среде, в которой они живут.

Общественное, социальное содержание отличает и чувства человека, мотивирующие его деятельность. Это относится также к чувствам спортивного соперничества, спортивной чести и долга. Эмоциональная мотивация активности личности выступает как проявление общественных потребностей спортсмена.

Буржуазная психология и социология игнорируют научное положение об общественно-исторической природе человеческих потребностей, извращают их социальную
сущность. Особенно распространенной в буржуазных странах является идеалистическая концепция активности личности, разработанная 3. Фрейдом и его последователями. Активность личности понимается фрейдистами как врожденная природная биологическая сила, подобная инстинкту животных. Грубый биологизм Фрейда выдвигает в качестве основного источника активности сексуальные побуждения личности, половой инстинкт и эротические эмоции.

Вместе с тем представители фрейдизма и неофрейдизма различного толка (К. Хорни, Г. Селливен, Э. Фромм, Р. Ардри, К. Лоренц, К. Роджерс, Г. Мерфи, Г. Айзенек, П. Гилфорд и др.) отстаивают положение об изначальном антагонизме личности, ее изоляции и одиночестве, конфликтном взаимоотношении личности («я») и общества, противопоставляют личность враждебному ей обществу.

Известный последователь психоанализа австрийский психолог А. Адлер (1870—1937), а также так называемые современные социальные фрейдисты или неофрейдисты (К. Хорни, Э. Фромм, Р. Ардри, К. Лоренц и др.) считают ведущей силой активности личности «прирожденное» стремление человека к власти, имеющее якобы биологическую природу, обусловленную борьбой за существование. В результате неудовлетворенного стремления к власти у человека возникает чувство неполноценности и агрессивности при стремлении компенсировать эту неполноценность.